Вдоль границ СССР на велосипеде

10 октября 1928 г. началось необычайное путешествие Глеба Травина на велосипеде вдоль границ СССР.

Травин проехал 85 000 километров, 40 000 из которых вдоль Северного Ледовитого океана. Часть его пути (от Ямала до мыса Дежнева) еще не повторил ни один безумец. Он с детства мечтал о путешествиях. И после армии уехал в Петропавловск-Камчатский.

Из экипировки не было почти ничего. Правда имелся новый американский велосипед Princeton. Теплых вещей не брал, был человеком большой закалки и походного опыта. Шорты, майка, трико и легкая куртка. Вместо шапки длинные волосы, из запасов еды — галеты и шоколад. И немного денег.

Про то, каким был велосипед Травина рассказал его сын. Цепь особенная, очень прочная. Хорошо запомнил фары. Керосиновые. Керосин зальешь, и фары светятся: справа — красный глазок, слева – зеленый. Руль Травин старший где-то на севере сломал, и местные жители заменили его на самодельный, изготовленный из ствола винтовки. Велосипед, нагруженный для путешествия, весил примерно 80 кг.

FeNjCRzTKLo

Ехал Травин по 8 — 10 часов, еда и вода два раза в день. Cпал на голой земле, подложив под голову свернутую куртку.

Путь от Владивостока до Москвы Травин вспоминал как приятную прогулку. Но от Мурманска начал тяжелейший переезд, 40 км вдоль Ледовитого океана по замерзшей поверхности.

В одном из северных селений Травину дали сапоги и меховой комбинезон. Но в районе острова Долгий он проснулся от того, что одежда вмерзла в лед. Травинночевал {как всегда} в сугробе, морская вода из трещины пропитала мех и замерзла. Выбраться удалось при помощи ножа, но вещи испортились. Почти сутки путешественник гнал на велосипеде в поисках жилья. Уже в ненском чуме Травин понял, что пальцы ног отморожены. И, опасаясь гангрены, отрезал их ножом.

Однажды, близ острова Таймыр, велосипедист провалился под лёд. Вытащил велосипед, выбрался сам, снял мокрую одежду и зарылся в сугроб — единственное укрытие на многие километры вокруг. Сушить вещи пришлось на себе, бегая по окрестностям. В итоге нашлось укрытие — груда оленьих туш, в которых можно было выспаться.

А еще Травин вступал в бой с белым медведем, дрейфовал на льдине, попадал в плен к басмачам в Средней Азии. И видел то, о чем в те времена не следовало говорить (возможно поэтому весь свой фотоархив он сжег).

В конце путешествия Травин отправил телеграмму с просьбой дать пересечь границу и не прерываясь отправиться дальше, но ему не разрешили.

Что потом? Почести и мировая слава? Травину вручили вымпел с памятной надписью: Камчатский облсовет физкультуры активному ударнику физкультурного движения Камчатки. И значок ГТО. А один из писателей назвал путешественника никчемным героем. Мол, пока страна выполняла пятилетку за три года, он был неизвестно где и зачем.

Оставшуюся жизнь Травин тихо жил в Пскове, где и похоронен. Вспоминали о нем не часто. Да и сам он предпочитал молчать. 

Но имя Глеба Травина не забыто. И это главное. 

i7Ig2eMCXLE

Подписывайтесь, чтобы читать свежие новости, статьи, отчёты, смотреть вебинары и видео.