Русские ассирийцы. Загадочный народ

До недавнего времени в Москве и Санкт-Петербурге (главным образом) чуть ли не повсеместно встречались будки, завешанные стельками и шнурками. Там ремонтировали и чистили обувь. В киосках работали люди необычной внешности. Кто такие? Их часто принимали за армян. На самом деле герои, о которых пойдет речь — ассирийцы (айсоры). Народ, принявший христианство еще в I веке. Их история богата и витиевата.

Этим загадочным людям, несмотря на то, что большинство из них носят уже давно русские имена и фамилии (например, Би-Девид превратились в Давыдовых, Бит-Осип — в Осиповых и т.д.), есть чем удивить.

Ассирийцы — один из древнейших народов на Земле, корни которого уходят в Переднюю Азию. Их предки являлись подданными Ассирийской империи, уничтоженной завоевателями в 605 г. до н.э. С тех пор ассирийцы уже никогда не имели собственного государства. Непосредственными предками современных айсоров были жители Месопотамии, говорившие по-арамейски. Современники же используют северо-восточные новоарамейские языки.

Попав в Российскую империю в ходе двух переселенческих волн (из Армении и Османской империи) в XIX и 1/4 XX вв., ассирийцы, будучи традиционно земледельцами, не всегда могли оставаться ими (кроме как на юге России) по ряду причин, и за сим искали новое ремесло. И нашли.

Любопытная история. Однажды советский литературовед, критик, киносценарист Виктор Шкловский встретил на Невском проспекте в Ленинграде чистильщика обуви. И вдруг узнал в нём старого знакомого, айсора Лазаря Зервандова. Любопытно вот что. До этого они виделись десятки лет назад, в 1917 г. И не где-нибудь, а в Персии.

SDFXwF RdKo

Новую профессию айсоры передавали по наследству и ученикам. А чем плохо? Считалось, что уж кто, а сапожник без работы никогда не останется. К слову. Русские ассирийцы открывали даже сопутствующие производства. Им, например, одно время принадлежала гуталиновая фабрика в Москве. Здесь стоит вспомнить и одно из прозвищ Сталина, бытовавшее в народе, и звучавшее как «гуталинщик» и связанное именно с внешним, в глазах обывателя, сходством вождя с айсорами (черные усы / южные черты лица).

В наше время, увы, популярность профессии, которую айсоры почти что монополизировали когда-то, упала. Обувные будки уходят в прошлое, хотя они пережили и Вторую мировую, и Перестройку. Стали появляться и конкуренты.

И все же. Русские ассирийцы не исчезли. Например, в 1998 г. в Москве освятили необычную церковь. Её прихожане — ассирийцы. Ассирийская церковь Востока не является ни православной, ни католической, ни протестантской. Она относится к 4ой, отдельной, ветви христианства — древневосточному христианству (как и апостольская церковь Армении).

А еще в 1950-х в Москве сносили бараки, занимаемые айсорами, а их жильцам взамен давали квартиры в разных районах. Это ускорило ассимиляцию, разрушению плотных этнических связей. Правда до сих пор в столице сохранился дом, треть жителей которых — потомки древних ассирийцев.

Важно, что русские ассирийцы (хотя в России их никогда не было слишком много) подарили нам ряд замечательных имен, ученых и дипломатов, героев, деятелей искусства и церкви (даже православной). Ассирийская диаспора в России и сегодня — одна из самых ярких и самобытных.

Александр Павлов.
Фото Семена Каца.

Подписывайтесь, чтобы читать свежие новости, статьи, отчёты, смотреть вебинары и видео.