Впервые выбираясь в Грузию, начинают обычно с Тбилиси (русское название до 1936 г. — Тифлис). В древнем городе, не раз менявшему краски культур, есть все, что подкупает сердца — гостеприимные люди, завораживающая архитектура — средневековая и новая, обязательные мощеные улицы, обилие растительности, вкусная национальная еда.
Таборис-Мта
Хотите взглянуть на старые кварталы свысока, но непременно из безлюдного места? Кривая улочка, уходящая вверх из исторического района Орчала, выводит к тропе, а та стремится к вершине горы Таборис-Мта (Фаворской горе).
Известно, что XI веке здесь стояла крепость, разрушенная в 1795 г при нашествии персидского шаха Ага-Мухамад-Хана. Нынче здесь монастырская церковь Преображения Господня, построенная в 2002 г по всем традиционным грузинским канонам.
Квартал Абанотуба́ни
В самом центре Тбилиси — исторический квартал Абанотуба́ни с комплексом бань, стоящих на теплых сернистых источниках. Улицу пересекает каньон с речкой Цавкисицкали, но именно тут ее именуют Дабаханкой.
Каждая баня имеет номер или название. И в наше время место любят посещать не только гости, но и простые горожане, причем как и всегда — ради помывки и общения. Многим известно, что в квартал (а именно в Голубую баню) в разное время захаживали, дабы снять усталость и смыть дорожную пыль, А.С. Пушкин и А. Дюма старший. Оба оставили подробное описание банных церемоний.
Тифлисские бани сделаны по принципу восточных, точнее персидских, с полукруглыми куполами, а их помещения находятся ниже уровня земли. Яркое исключение по формам — Орбелиановская (Голубая) баня, самая высокая, имеющая боковые минареты. Она построена в 1840 г. и не является самой древней. Наипочетнейший же возраст у Ираклиевской бани, за право владения которой спорили еще в XVI столетии члены царской семьи и князья церкви. Моложе ее — Бебутовская, Сумбатовская и Казенная бани. Они открыты в XVII веке.
Древние храмы Тбилиси
В Тбилиси, как и во всей Грузии, много древних церквей. Остановимся на двух.
Метехи — исторический район города, расположенный на высокой скале. Попасть сюда можно прямо с Площади Европы. Скалу украшает Успенская церковь, созданная в 1278-87 гг при царе Деметре II. В XIX веке храм переделывался под казармы казачьего полка, а затем в здании находилась тюрьма. В 1988 церковь возвращена верующим.
В сердце Старого Тбилиси еще более древняя церковь — Анчисхати, возведенная в VI веке, вскоре после переноса столицы из Мцхеты. Название храм получил по иконе Нерукотворного Образа Спасителя, перенесенной сюда из кафедрального собора Анчи (Южная Грузия).
Старый город
Старый Тбилиси живописен. Просто пройдитесь по улицам, окунувшись в жизнь города, где суета сменяется тишиной, а палящее солнце тенью от деревьев. Лавки, кафе и менее приметные духаны, занимающие сумрачные подвалы, есть повсюду. Нередко в домах спрятаны восхитительные по красоте лестницы, и заглянуть внутрь этого тайного мира, без сомнения, любопытно.
Крепость Нарикала
Крепость Нарикала, известная с XIV века и многократно перестраиваемая — приметная часть Старого Тбилиси. Существенно укреплялась и расширялась при царе Давиде IV Строителе, затем в XVII-XVIII веках. Пострадала при землятрясении 1827 г.
На склоне горы Мтацминда находится Пантеон — захоронение величайших людей Грузии. Первым из тех, что обрел здесь покой на века, был русский писатель и дипломат А.С. Грибоедов, убитый мятежниками в Персии. У Пантеона находятся святой источник и пещера, где по преданию жил Давид Гареджский, грузинский святой.
Армянский район Авлабари
Не каждый знает, что относительно недавно Тбилиси казался по преимуществу армянским городом. По переписи 1818 г армяне составляли основное население Тифлиса (более 70%). В целом, появление армянской общины в Тбилиси относится к XI-XII вв. Хотя все ж основной поток переселенцев, бежавших от гнета Османской империи, случился в XIX веке.
Сегодня район Авлабари в Тбилиси это не только армянская церковь, но и школа, театр, пантеон армянских писателей.
Кстати, название местности имеет арабское происхождение и означает посад, т.е. заселенную людьми землю вне крепостных стен.
Пиросмани
Зайти в Национальный музей искусств Грузии стоит хотя бы из-за коллекции работ знаменитого Нико Пиросмани (Николаса Пиросманашвили) (1862 — 1918). Местные художники часто ревнуют его к братьям по цеху, уверяя, что немало и других значимых величин в их среде, и помятуя про наследие школ грузинской живописи. И они, конечно, правы. Но все же..
Среди всех исторических персонажей Грузии фигура Пиросмани пожалуй, наиболее загадочная. Почему он, не имевший ни капли образования, не знавший анатомии и законов перспективы, бездомный, работавший за кров, еду и вино и умерший в нищете, давно уж превратился в однин из символов Грузии внутри нее и за пределами? Имя Пиросмани и его творения повсюду — на открытках, в фильмах и песнях, книгах и обязательных легендах.
Дело вот в чем. Очароваться полотнами Нико Пиросмани, полными наивности и подкупающей простоты, весьма легко. Пиросмани — народный, самобытый художник. Один из секретов его работ, пожалуй, в том, что взгляды изображенных героев, многих, будь то люди или животные, так напоминают глаза самого мастера. Они — с оттенком грусти и тепла.
Незадолго до смерти Пиросмани его творчество преподнесли миру благодаря упорным стараниям братьев Зданевичей. А Пикассо нарисовал его графический портрет.
Увидеть подлиннные картины Пиросмани — еще один повод заглянуть в солнечный Тбилиси.
Древность и современность
Тбилиси — город, в котором древность и современность тонко переплетены. Мост Мира, украшающий центр грузинской столицы, тому подтверждение. Построенный зодчим Микеле де Лукки и дизайнером по свету Филиппом Мартино в 2010 г пешеходный мост через реку Куру впечатляет своим легким обликом, и тем, как выглядит в темное время. Постоять на нем после захода солнца стоит непременно.